Беда не только наша, но и всех, кто работает с бюджетными деньгами.
Нарушение муниципальных контрактов — проблема не новая ни для Тюмени, ни для других муниципальных образований в России, где контракты отторговываются на основании федерального закона о госзакупках № 94. На июньском заседании комиссии гордумы по развитию жилищно-коммунального комплекса и благоустройству депутаты в очередной раз задались вопросом: неужели ситуация плоха беспросветно, неужели в данной ситуации совсем ничего нельзя предпринять, пока не будет принят новый закон о контрактной системе?
Участники заседания комиссии рассматривали информацию о выполнении по итогам прошлого года ВЦП «Основные направления развития ЖКХ Тюмени». Депутат Александр Григорьев обратился к главе департамента городского хозяйства Александру Шпиренко: «Идет нарушение муниципальных контрактов. Ясно. А с чем это связано? Вы делали мониторинг по проблематике?»
Чиновник, уходя от прямого ответа, пожаловался, что «беда не только наша, но и всех, кто работает с бюджетными деньгами». «В соответствии с требованиями закона № 94 мы не можем серьезно ужесточать требования к подрядчикам, участвующим в аукционах, — отметил Шпиренко. — Попробовали в этом году по согласованию с ФАС применить такую меру, как расторжение муниципальные контрактов в одностороннем порядке в случае нарушения сроков более, чем на пять дней. К сожалению, в дальнейшем ФАС отказала нам в продолжении торгов с таким условием».
— Какой-то еще выход есть? — уточнил депутат.
— По закону я не имею права ограничивать доступ к торгам, — ответил Шпиренко.
— То есть, так и будет продолжаться в Тюмени?
— Как и везде. Единственная надежда на новый закон о Федеральной контрактной системе, который уже внесен Госдуму. Там совершенно другие подходы, не будет аукционов.
По мнению депутата Александра Лейса, с действующим законом о госзакупках определенно есть проблемы, но надо признать и то, что есть рычаги, которые дают возможность победить в конкурсе на выполнение работ тем, кто их выполняет.
«Законных методов я не знаю», — с сомнением произнес глава департамента городского хозяйства.
С коллегой Лейсом согласился и замглавы комиссии Александр Захаров, который заметил, что закон действительно плохой и можно на него «свесить всех собак», но он также выразил убеждение, что есть какие-то внутренние резервы в части организации торгов, конкурсов, чтобы негатив, который идет из года в год, свести к минимуму. При этом конкретных поручений, кроме благих пожеланий, депутаты не сформулировали.
Всего, по данным директора департамента городского хозяйства, на реализацию мероприятий программы в 2011 году было запланировано более 2,5 млрд рублей, фактические расходы по итогам года составили 1,7 млрд рублей. В числе основных причин неисполнения плана финансирования по ряду направлений Александр Шпиренко указал нарушение сроков выполнения работ подрядными организациями, экономию по актам выполненных работ в связи с уточнением видов и объемов работ в ходе исполнения мероприятия, расторжение муниципальных контрактов по различным причинам, а также позднее выделение средств на работы.